XIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

Круглый стол на тему: "Вопросы церковно-общественного взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания и образования: практика и возможные стратегии развития".

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

    27 января 2005 г. в рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось заседание Круглого стола на тему: "Вопросы церковно-общественного взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания и образования: практика и возможные стратегии развития".
    В заседании Круглого стола участвовали представители Русской Православной Церкви, руководители Управления образования Московской области, органов Управления образованием Калининградской и Белгородской областей, руководители Отделов религиозного образования Белгородской, Курской, Калининградской, Екатеринодарской и Московской епархий Русской Православной Церкви, ученые Российской академии образования, ведущих вузов России, преподаватели вузов, директора, методисты и учителя общеобразовательных школ, работники культурно-просветительских и дошкольных учреждений.
    Участники Круглого стола обсудили вопросы церковно-общественного взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания и образования, обменялись опытом работы школ по преподаванию предмета "Основы православной культуры" на основе экспериментальных учебно-методических комплектов "Православная культура" Л.Л. Шевченко для 1 и 2-го годов обучения, обсудили проблемы подготовки учителей православной культуры.
    Участники Круглого стола считают, что:
    1. В настоящее время проблема преподавания предмета "Православная культура в школе" продолжает оставаться актуальной как для светской, так и для религиозной образовательных структур.
    2. В настоящее время созданы условия, позволяющие вести преподавание предмета "Основы православной культуры" в общеобразовательных школах. К их числу относятся: 1) наличие нормативной базы: содержательно-нормативного документа "Примерное содержание по учебному предмету "Православная культура"", представленного Министерством образования Российской Федерации в качестве приложения к информационному письму Управлениям образования в 2002 г., позволяющего преподавание данного предмета как предмета по выбору школьного компонента стандарта или факультатива; 2) наличие содержательной базы: учебно-методических комплектов "Православная культура" (Шевченко Л.Л. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечестьва. М. 2003-2005), включающих 3 методических пособия для учителя и учебные пособия для учащихся; 3) практическая апробация и внедрение экспериментального содержания: внедрение указанных пособий в массовую педагогическую практику в Белгородской, Калининградской областях, показавшее положительные результаты; наличие широкоохватного точечного опыта преподавания на основе указанных комплектов в разных регионах России и за рубежом (Смоленск, Курган, Кемерово, Барнаул, Московская обл., Калужская обл., Хабаровск, Владивосток, Самара, Волгоградская обл. и Кипр др.).
3. В то же время, факторами, которые тормозят процесс преподавания предмета "Основы православной культуры" в общеобразовательных школах являются: несогласованность светских и религиозных структур - работников Отделов религиозного образования и катехизации и работников Управления образования некоторых регионов России; разрозненность и недостаточность информированности педагогической общественности о достигнутых результатах в деле разработки учебно-методических материалов по православной культуре; недостаточная обеспеченность школ учебными и методическими пособиями для преподавания предмета.
4. Важными факторами, тормозящими процесс внедрения в школы предмета "Основы православной культуры" являются необеспеченность школ учителями новой специализации и невысокий схоластический уровень педагогической подготовки специалистов, что объясняется несовершенством программ их подготовки.
5. Разработанные и прошедшие двухлетнюю массовую (489 школ Белгородской области и 110 школ Калининградской области) экспериментальную апробацию указанные учебно-методические комплекты "Православная культура" для общеобразовательных школ Л.Л. Шевченко, являются основой интеграции имеющегося регионального опыта.
6. Информировать Министерство образования Российской Федерации и Российскую академию образования о положительных результатах регионального опыта использования комплектов "Православная культура" с целью его распространения.
7. Разработать и отладить систему взаимодействия светских и религиозных образовательных структур для решения вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи. Для этого создать на базе Духовно-просветительского Центра и лаборатории системных основ воспитания кафедры педагогики Московского Государственного областного университета во взаимодействии с Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Московской области и Московской епархии РПЦ научно-методический совет по вопросу использования имеющегося положительного регионального опыта в преподавании предмета "Православная культура".
8. Создать при содействии Российской Академии Образования экспериментальную площадку на базе Духовно-просветительского центра МГОУ для разработки и внедрения содержания учебно-методических комплектов "Православная культура" и соответствующей ему программы подготовки учителей в регионах Российской Федерации.

27 января 2004 года