27 января 2005 г. в рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось
заседание Круглого стола на тему: "Вопросы церковно-общественного взаимодействия в сфере духовно-нравственного
воспитания и образования: практика и возможные стратегии развития".
В заседании Круглого стола участвовали представители Русской Православной Церкви, руководители Управления
образования Московской области, органов Управления образованием Калининградской и Белгородской областей,
руководители Отделов религиозного образования Белгородской, Курской, Калининградской, Екатеринодарской и
Московской епархий Русской Православной Церкви,
ученые Российской академии образования, ведущих вузов России, преподаватели вузов,
директора, методисты и учителя общеобразовательных школ, работники культурно-просветительских и дошкольных
учреждений.
Участники Круглого стола обсудили вопросы церковно-общественного взаимодействия в сфере духовно-нравственного
воспитания и образования, обменялись опытом работы школ по преподаванию предмета "Основы православной культуры"
на основе экспериментальных учебно-методических комплектов "Православная культура" Л.Л. Шевченко для 1 и 2-го годов
обучения, обсудили проблемы подготовки учителей православной культуры.
Участники Круглого стола считают, что:
1. В настоящее время проблема преподавания предмета "Православная культура в школе" продолжает оставаться
актуальной как для светской, так и для религиозной образовательных структур.
2. В настоящее время созданы условия, позволяющие вести преподавание предмета "Основы православной культуры" в
общеобразовательных школах. К их числу относятся: 1) наличие нормативной базы: содержательно-нормативного документа
"Примерное содержание по учебному предмету "Православная культура"", представленного Министерством образования
Российской Федерации в качестве приложения к информационному письму Управлениям образования в 2002 г.,
позволяющего преподавание данного предмета как предмета по выбору школьного компонента стандарта или
факультатива; 2) наличие содержательной базы: учебно-методических комплектов "Православная культура"
(Шевченко Л.Л. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечестьва. М. 2003-2005), включающих 3 методических
пособия для учителя и учебные пособия для учащихся; 3) практическая апробация и внедрение экспериментального
содержания: внедрение указанных пособий в массовую педагогическую практику в Белгородской, Калининградской
областях, показавшее положительные результаты; наличие широкоохватного точечного опыта преподавания на основе
указанных комплектов в разных регионах России и за рубежом (Смоленск, Курган, Кемерово, Барнаул, Московская обл.,
Калужская обл., Хабаровск, Владивосток, Самара, Волгоградская обл. и Кипр др.).
3. В то же время, факторами, которые тормозят процесс преподавания предмета "Основы православной культуры"
в общеобразовательных школах являются: несогласованность светских и религиозных структур - работников Отделов
религиозного образования и катехизации и работников Управления образования некоторых регионов России;
разрозненность и недостаточность информированности педагогической общественности о достигнутых результатах
в деле разработки учебно-методических материалов по православной культуре; недостаточная обеспеченность школ
учебными и методическими пособиями для преподавания предмета.
4. Важными факторами, тормозящими процесс внедрения в школы предмета "Основы православной культуры" являются
необеспеченность школ учителями новой специализации и невысокий схоластический уровень педагогической подготовки
специалистов, что объясняется несовершенством программ их подготовки.
5. Разработанные и прошедшие двухлетнюю массовую (489 школ Белгородской области и 110 школ Калининградской
области) экспериментальную апробацию указанные учебно-методические комплекты "Православная культура"
для общеобразовательных школ Л.Л. Шевченко, являются основой интеграции имеющегося регионального опыта.
6. Информировать Министерство образования Российской Федерации и Российскую академию образования о
положительных результатах регионального опыта использования комплектов "Православная культура" с целью его
распространения.
7. Разработать и отладить систему взаимодействия светских и религиозных образовательных структур для решения
вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи. Для этого создать на базе Духовно-просветительского Центра и
лаборатории системных основ воспитания кафедры педагогики Московского Государственного областного университета
во взаимодействии с Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Московской области и
Московской епархии РПЦ научно-методический совет по вопросу использования имеющегося положительного
регионального опыта в преподавании предмета "Православная культура".
8. Создать при содействии Российской Академии Образования экспериментальную площадку на базе
Духовно-просветительского центра МГОУ для разработки и внедрения содержания учебно-методических комплектов
"Православная культура" и соответствующей ему программы подготовки учителей в регионах Российской Федерации.
27 января 2004 года
|